Всемирный день психического здоровья

10 октября – Всемирный день психического здоровья

Психическое здоровье ребёнка – это результат правильного психического развития ребёнка, понимания его физического и социального мира.

Психическое здоровье не является просто отсутствием психического расстройства. Оно определяется как состояние благополучия, при котором каждый человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Психическое здоровье и психические расстройства определяются многочисленными и взаимодействующими социальными, психологическими и биологическими факторами, как и здоровье, и болезнь в целом.

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЁНКА

● Первое:  Качество эмоциональных связей ребёнка с матерью или близкими взрослыми определяет характер его психического развития,что, в конечном счёте, определяет уровень психического здоровья.

Эмоции играют важную роль в жизни ребёнка. Эмоциональная связь начинается с самого рождения, когда ребёнок выделяет мать или другое лицо, ухаживающее за ним, как центральную фигуру и адресует ей свои потребности, обменивается первичными коммуникациями (улыбки, звуки). Ребёнок внимательно следит за глазами взрослых и их движениями. Достаточно быстро ребёнок начинает узнавать голоса мамы и папы, других близких людей. Он начинает различать запахи «своих» и «чужих» и предпочитает запах грудного молока своей матери.

Эмоциональная саморегуляция ребёнка начинается в раннем возрасте. Родители должны быть образцами позитивных эмоций, хорошо заботиться о ребёнке, стараться продлить приятные эмоции младенца и всё меньше реагировать на внешнее выражение его отрицательных. Это помогает ребёнку правильно справляться со своими эмоциями.

● Второе:  В младенчестве и раннем детском возрасте поведение матери или близкого взрослого обеспечивает развитие привязанности,определяющей качество дальнейшей жизни ребёнка:умение понимать, дружить, любить, испытывать чувства материнства и отцовства.

Первым человеком, который постоянно заботится о ребёнке с момента рождения, является его мать. Поэтому избирательное, эмоционально положительное отношение, которое формируется у ребёнка к ней, а потом к отцу и другим близким людям, занимающимися ребёнком, называется привязанностью. В зависимости от отношений между матерью и ребёнком, привязанность может быть безопасной или небезопасной.

В течение первых месяцев жизни мать должна обеспечивать поддержание эмоционального возбуждения ребёнка в определённых границах. Мать не должна допускать чрезмерного возбуждения младенца, которое часто ведёт к безутешному длительному плачу. В период бодрствования мама должна стараться обеспечивать ребёнку безопасность и положительные эмоции: улыбку, смех, фиксацию взгляда и т.д.). При этом ребёнок запоминает не только действия матери, но и сопровождающие их предметы, звуки, запахи. Это составляет первый опыт ребёнка и позволяет рассчитывать на материнскую поддержку в неприятных и опасных ситуациях. Ребёнок начинает доверять окружающему миру и чувствует себя психологически защищённым.

В первые месяцы жизни важное место в развитии ребёнка занимают телесные (тактильные) контакты (прикосновения, поглаживания, прижимание к себе и т.д.). Когда мать прижимает к себе ребёнка, она гасит сигналы беспокойства младенца, его избыточное возбуждение. Если ребёнок лишён телесного контакта в течение длительного времени, он теряет всякий интерес к физическому взаимодействию с другим человеком, в его организме происходят гормональные сдвиги.

Родители должны знать признаки недостатка телесного контакта с ребёнком. Самое распространённое – это непрерывные повторяющиеся на автоматизме действия: раскачивание головой во время дневного сна, сосание пальца и других мягких предметов, расцарапывание кожи и т.д. Если в первые месяцы жизни такое поведение ребёнка может считаться нормой, то повторение его в старшем возрасте свидетельствует о серьёзных нарушениях психического здоровья.
Важным признаком развития привязанности является протест ребёнка против разлуки с близкими взрослыми, который может выражаться в безутешном плаче, потере веса, нарушении сна. Такое поведение может появляться в возрасте с 6-8 месяцев, достигает кульминации с 14 до 18 месяцев, а затем в течение младенчества и дошкольного возраста постепенно становится менее частым и интенсивным. Родители часто с ним сталкиваются, когда приводят детей в ясли, детский сад в первый раз.
Родители должны обязательно предупреждать детей о предстоящей разлуке, избегать внезапного и длительного перерыва в общении. Если взрослый собирается в длительную командировку или в отпуск, то следует проговорить с ребёнком его продолжительность и назвать дату возвращения, используя для наглядности календарь, часы и т.д. Если ребёнок не понимает, почему исчез близкий взрослый, то он может решить, что виноват в этом сам, и считать себя плохим.

● Третье:  В процессе развития у ребёнка формируется самооценка и отношение к себе. Три фактора определяют потребность ребёнка в самосовершенствовании: качество детских привязанностей, характер домашней среды и стиль родительского воспитания.

По мере взросления ребёнок начинает узнавать себя, понимать какой он, и формировать самооценку – положительную или отрицательную. Родители играют критическую роль в формировании детской самооценки.
Этот процесс начинается тогда, когда ребёнок начинает узнавать себя в зеркале. Родителям следует вместе с ребёнком рассматривать его изображение в зеркале, просить показать носик, глазки,  ручки и т.д.

С возраста от 3,5 до 4 лет дети могут помнить, что с ними происходит, и это начало их автобиографии.
Уже к 4-5 годам дети начинают осознавать различия между собой и другими детьми.

В возрасте от 4 до 7 лет дети склонны сильно преувеличивать свою положительную оценку из-за желания нравиться или преуспевать. Начиная с 8 лет, оценка ребёнком своих умений начинает сближаться с оценками, которые дают окружающие. В раннем подростковом возрасте собственная оценка зависит от друзей, огромное значение в этот период имеют приязненные, тёплые, доверительные отношения в семье и надёжная дружба её членов. Единственный фактор, который может понизить самооценку в подростковом возрасте, это неудовлетворение своей внешностью.

Благоприятным для развития ребёнка можно считать такой стиль воспитания, при котором родители любят ребёнка и сердечны по отношению к нему, принимают его и хвалят за успехи; объясняют ему правила поведения и поощряют за их соблюдение. Важно в воспитании обеспечить и некоторую самостоятельность ребёнку, позволяя ему самому справляться с посильными проблемами и с возрастом самостоятельно решать, как удовлетворить свои желания.

● Четвёртое:  Ребёнок должен знать, что у него особенное имя, лицо, тело, что у него есть семья,что он ценен сам по себе и имеет право быть счастливым и любимым.

Родители помогают ребёнку в формировании собственного Я и понимания, чем он отличается от других. Для этого им необходимо разговаривать с ребёнком о нём самом, его поведении в любом возрасте, начиная с раннего детства. Личность ребёнка определяет его имя, понимание своего пола и знание своего тела, его желание быть хорошим и признанным, его воспоминания и жизненные планы, рамки поведения: я могу и я обязан.

Прежде всего, необходимо обеспечить идентификацию с собственным именем. Ребёнок должен любить его. Имя – центр личности, вокруг которого формируется сознание малыша. Каждое имя имеет свои истоки, смысл и звучание. Родителям следует объяснить ребёнку, почему его так назвали, как его называют близкие и знакомые.

Ребёнок должен вовремя осознать, что он мальчик или девочка. Родители объясняют, как ведут себя мальчики и девочки, какими они должны быть: смелыми, сильными или ласковыми, нежными. Ребёнок также должен учиться узнавать, чувствовать и любить своё тело. Малышу важно знать, что каким бы он ни был (худеньким или полным, длинным или невысоким), тело его красиво, уникально Ребёнку важно знать, что он не случаен в этой жизни, не одинок. У него, помимо родителей, бабушек и дедушек, есть ещё родственники и предки, далёкие и близкие. Родители должны рассказывать ребёнку семейные истории и истории, связанные с прошлым его рода, его нации и Родины. Можно совместно с ребёнком составить простейшее генеалогическое дерево и показать на нём его место.

Ребёнку очень важно нравиться другим и чувствовать себя любимым. Родители никогда не должны скупиться на похвалу ребёнку за его достижения, обзывать его, давать ему негативную характеристику.

Для человека в жизни важно иметь своё прошлое, настоящее и будущее. Это определяет его самосознание и индивидуальную судьбу. Задача родителей: помочь ребёнку осознать, что он растёт: когда-то он был маленьким, но обязательно станет взрослым.
Малышу, несмотря на его малые годы, полезно знать, что он с рождения обладает правами и обязанностями. Любой ребёнок, независимо от возраста, имеет право чувствовать себя счастливым, быть признанным и любимым. Необходимо объяснить ребёнку, что у него также есть обязанности: убирать игрушки, делать уроки, помогать по дому. С возрастом круг обязанностей и ответственность ребёнка должны возрастать и должна устанавливаться связь между правами и обязанностями.