Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

«Аутизм – мир иначе»

Аутизм у детей – это особое расстройство личности, которое, хоть и характеризуется нарушением социального поведения и приспособления к окружающим условиям, болезнью не является.

Развивается синдром в первые годы жизни ребенка, когда отмечается отсутствие или неадекватная реакция на слуховые или зрительные раздражители, странные страхи, повторяющееся поведение. Если же подобные симптомы отмечаются у подростка, диагноз Аутизм сомнителен.Данное расстройство имеет хроническое течение, независимо от своей формы; точная причина его возникновения неясна. Лечение состоит из психологических методов воздействия, поведенческой терапии; изредка используются препараты. Коррекция заключается в формировании адаптационных навыков.

Формы аутизма у детей.

То состояние, которое просто называют аутизмом, в медицине звучит как ранний детский аутизм или синдром Каннера. В этом случае младенец еще в возрасте до года не проявляет желаний взаимодействовать с окружающими, не смотрит людям в глаза, не старается говорить. Их поведение стереотипно, имеют место поведенческие ритуалы.
Имеются и схожие состояния, с разнообразным сочетанием более мягких признаков заболевания. Их называют расстройствами аутистического спектра, и они включают:

Синдром Аспергера. Это легкая форма заболевания: малыш до 3 лет не заинтересован в окружающих, его поведение стереотипно, но он разговаривает и может выполнять какие-то задачи, но только если они ему интересны. К семье ребенок и подросток равнодушен, но к жилищу привязан.

Синдром Ретта. Развивается обычно у ребенка до года, характеризуется его обратным развитием: вначале грудничок чему-то учится (сидеть, ползать, произносить звуки), потом малыш постепенно разучивается это делать. У детей 2 лет могут пропадать даже жевательные навыки, исчезает какая-либо двигательная активность кроме моющих движений рук, что требует нахождения в стационаре. В 5 лет некоторые навыки возвращаются, но после способность к движению, а также к мышлению вновь утрачивается. Синдром Ретта – самая тяжелая форма аутизма.

Атипичный аутизм. Он развивается у детей старшего возраста, характеризуется отсутствием одного или двух основных критериев, по которым ставится диагноз аутизма.

Почему развивается аутизм?До конца не ясно, почему рождаются дети с аутизмом. Выяснено, что основная роль в развитии этой патологии принадлежит генетическим нарушениям, но неизвестны причины возникновения: в наличии у ребенка определенного сочетания генов или они в определенной мутации генов.

Причины развития. Аутизм у ребенка может также развиваться вследствие таких причин:
- имеется хрупкая X-хромосома,
- если мать во время I-II триместра беременности перенесла вирусную или бактериальную инфекцию, например, краснуху или цитомегаловирусную инфекцию,
- если аутизмом болен кто-то из родителей (риск существенно возрастает, если уже 1 ребенок родился с подобным синдромом).

Нарушение социального взаимодействия. Это выглядит так:
- нет мимики, жестов и поз, которые мы используем при общении,
- ребенок не смотрит в глаза,
- невозможность взаимодействовать со сверстниками,
- нет социальных и эмоциональных привязанностей.

Трудности при общении. Симптомы этого диагностического критерия такие:
- не происходит развитие разговорной речи,
- ребенок не пытается пояснить, чего он хочет, с помощью жестов или мимики,
- если речь успела развиться, ребенок не способен начинать и продолжать беседу с другими людьми,
- свой язык,
- неспособность играть в игры, требующие взаимодействия.

Особенности поведения. Ранний детский аутизм проявляется повторяющимися интересами и действиями:
- малыш повторяет какие-то действия, которые в данной ситуации бессмысленны (например, не ложится спать, пока не выстроит игрушки в определенной последовательности),
- иногда повторяет странные сложные движения,
- имеется интерес к определенным участкам предметов.

Диагностика. Диагноз Аутизм ставится, если имеется не менее 6 перечисленных симптомов, при этом не менее 2 из первого раздела, не менее, чем по одному – из разделов 2 и 3. Заболевание будет носить название синдрома Каннера, если его первые признаки появились в возрасте до 3 лет.

Диагноз ставит комиссия в государственной психиатрической клинике в составе таких врачей:детский психиатр, детский невролог, педиатр, детский психолог, логопед.Диагностика основывается на наблюдении вышеуказанных специалистов за ребенком, проведении ими некоторых тестовых шкал.

Как лечить? Ученые США на данный момент работают над терапией патологии стволовыми клетками, но они еще не могут точно сказать, лечится ли болезнь этим способом. На современном этапе помощь больным детям может оказать только составленная грамотным специалистом коррекционная программа – последовательность действий, которые проводят не для того, чтобы вылечить аутизм (он не лечится), а с целью максимальной адаптации ребенка к условиям окружающей среды.
Для выполнения этой программы очень важна помощь родителей, ведь для малыша весь мир непонятен и враждебен. Коррекция проводится в особых реабилитационных центрах:
медикаментозное лечение, безглютеновая диета, иппотерапия, поведенческая терапия, музыкальная терапия, игротерапия, ЛФК, дельфинотерапия, массаж.

Профилактика. Неспецифическая профилактика заключается только в планировании беременности, предотвращении инфекционных болезней и стрессов в период ожидания ребенка. Нужно помнить, что ранние признаки развиваются уже после рождения малыша, определить заболевание по УЗИ или каким-то другим образом во внутриутробном периоде невозможно.